Растения, так же как животные и человек, растут и развиваются. Само
слово «растение» происходит от слова «рост». Все считают, что рост — это
увеличение размеров, высоты, толщины, веса растения. В общем это правильно.
Однако не всякое увеличение размеров или веса является ростом, и, наоборот,
иногда рост идет, несмотря на уменьшение веса. Бывает, что увядшее растение,
впитывая воду после полива, увеличивается в размерах, прибывает в весе,
но не растет. При прорастании семени идет сильный рост, но вес семени уменьшается
вследствие большой траты веществ на дыхание. Как же более точно определить,
что такое рост? Почему он происходит?
Растения, как и все организмы, состоят из клеток. Клетки делятся, размножаются.
Рост — это процесс образования новых клеток, составляющих ткани, органы,
всю структуру организма. Рост происходит всюду, где идет размножение
клеток. Рост имеет три фазы: деление, растяжение, дифференцировка клеток.
Рис. 1. Конус нарастания стебля: 1 —зона деления клеток; 2 — зона
растяжения (разрастания) клеток; 3 — зона дифференцировки.
В верхушке стебля и в кончике корня есть так называемый конус нарастания,
состоящий из множества делящихся клеток. Благодаря делению клеток стебель
и корень растут в длину (рис. 1, 2). В толщину стебель у голосеменных,
а из покрытосеменных у двудольных растений растет путем деления клеток
камбия, расположенного между корой и древесиной (рис. 3). В конусах нарастания
стеблей и корней до конца жизни каждого растения остается некоторое число
клеток, способных делиться. Эта зона конуса нарастания называется зоной
деления клеток. Немного ниже верхушки стебля или немного выше кончика
корня в конусах нарастания расположены две другие зоны: зона растяжения
клеток и зона дифференцировки клеток. В первой клетки уже не
делятся, а только увеличиваются в размерах, во второй они дифференцируются,
т. е. приобретают определенные различия, особую, свойственную им форму
и начинают играть специальную роль в жизни растения. Одни клетки образуют
ткани стебля, другие — ткани листа, а позднее, когда начнут формироваться
цветки, из части клеток получатся тка-'ни лепестков, тычинок и пестиков.
У основания пестика возникает завязь, а в ней семяпочки. В пыльниках образуется
пыльца. В конусе нарастания корня часть вновь образовавшихся клеток становится
клетками корневого чехлика, другие формируют кожицу с корневыми волосками,
третьи превращаются в проводящие сосуды и т. п.
Рис. 2. Конус нарастания корня: А — поверхность корня; Б — продольный
разрез корня, показывающий его внутреннее строение; 1 — зона дифференцировки
(зона корневых волосков); 2 — зона растяжения; 3—зона деления клеток; 4
— корневой чехлик.
Все процессы и явления в природе имеют две взаимосвязанные стороны —
количество и качество. Понятие «рост» говорит нам главным образом о количественных
изменениях в жизни растений, об увеличении количества клеток, высоты или
толщины растений, возрастании их веса. Линейкой мы можем измерить высоту
растения; положив на весы кочан капусты или клубень картофеля, взвесить
их; сделав тонкий срез стебля, подсчитать число клеток под микроскопом.
Рис. 3. Продольный и поперечный разрезы через стебель растения: 1
— кутикула (слой жирового вещества); 2 — эпидермис; 3 — паренхима; 4 —
механическая ткань; 5 — ситовидные трубки; 6 — камбий; 7 — сосуды, проводящие
воду с растворенными в ней минеральными веществами.
Понятие «дифференцировка клеток» говорит нам о другой стороне жизни
растений, о качественных изменениях в их жизни, об их развитии, изменении
внешнего вида (формы) и содержания (биохимического состава). Переход от
образования листьев к образованию цветков в процессе дифференцировки клеток
в конусе нарастания стебля говорит о наступлении особого этапа в жизни
растений — фазы половой зрелости.
Развитие — это весь жизненный цикл, который проходит организм
от формирования зародыша до естественной смерти. В своем развитии каждое
живое существо проходит шесть жизненных фаз: эмбриональную (зародышевую),
фазу юности, половой зрелости, размножения, старения, смерти.
Развитие особи, т. е. отдельного растения, животного, человека, называется
индивидуальным развитием или онтогенезом (от греческих слов
«онтос» — существо и «генезис» — происхождение). У каждого организма характер
роста, длительность жизни, особый ритм жизненного цикла зависят от того,
какие свойства и признаки этот организм унаследовал от своих предков, в
каких условиях развивались его предки в течение многих миллионов лет эволюции.
История развития предков данной особи — процесс родового развития, он
называется филогенезом (от греческих слов «филон» — род и «генезис»
— происхождение). Для нормального хода развития данной особи необходимы
такие внешние условия, к которым приспособились в процессе филогенеза ее
ближайшие предки.
Рост и развитие не одно и то же, хотя они неотделимы друг от друга.
Развитие может происходить и тогда, когда нет сильного роста. Например,
растению предоставлены все условия, необходимые для перехода к цветению,
но дано лишь ограниченное количество влаги. Оно будет маленьким, но зацветет
одновременно с растениями, которые хорошо поливают.
Наоборот, если дать растению все условия, необходимые для роста, — свет,
тепло, влагу, удобрения, но не дать условий, необходимых для перехода к
цветению (например, растениям южного происхождения не дать определенного
числа коротких дней), они будут быстро, хорошо расти, но их переход к цветению
затянется, т. е. они будут развиваться медленно.
Разным растениям нужно разное время для перехода от образования листьев
(вегетативного развития) к образованию цветков, к половой зрелости. У них
неодинаковы длительность периода размножения, сроки наступления упадка
ростовых процессов и старения. Отсюда и разная продолжительность жизни
растений, их долговечность.
Рис. 4. Зачаточный колос яровой пшеницы Комета в фазе выхода в трубку
(сильно увеличено).
У недолговечных растений уже на самых ранних этапах развития в конусе
нарастания закладываются зачатки соцветий и цветков. Так, если взять растение
яровой пшеницы в фазе кущения (через две недели после появления всходов)
и снять один за другим все листочки, которые покрывают верхушку зачаточного
стебля (будущей соломины), обнажится блестящий, сочный конус нарастания.
В микроскоп можно увидеть, что он состоит из множества очень мелких клеток.
У основания конуса нарастания можно рассмотреть листовые бугорки — зачатки
еще не сформировавшихся листьев. Еще через две недели конус нарастания
становится очень похожим на будущий колос, только этот зачаточный колос
в 100 раз меньше, его длина всего 1 мм (рис. 4). За последующие 20 дней
в зачаточном колосе сформируются колоски, в них заложатся цветки, в цветках
— тычинки и пестики. Вместе с несущим его стеблем (соломиной) колос выйдет
из листовой трубки — наступит колошение.
По продолжительности жизни растения подразделяют на многолетние,
т. е. живущие много лет (яблоня, смородина, клевер, люцерна), однолетние
(яровая пшеница, подсолнечник) и двулетние (капуста, морковь,
репа). Продолжительность жизни некоторых многолетних растений очень велика.
Например, отдельные экземпляры дуба живут до 2 тыс. лет. Однако дуб еще
не самое долговечное растение. Мамонтово дерево живет и растет до 6 тыс.
лет. А однолетние растения — гречиха, горох, яровая пшеница и многие другие
— живут всего лишь 90— 100 дней.
Кроме того, все растения делятся на две большие группы: однократноплодоносящие
и многократно-плодоносящие в течение жизни. К первой группе
растений относятся все однолетние, двулетние и те из многолетних растений,
которые умирают после первого плодоношения (агава, бамбук, ферула, некоторые
пальмы).
Ко второй группе относятся все многолетние растения, которые в начале
жизни растут, но не плодоносят, а затем начиная с определенного возраста
ежегодно до самой старости цветут и плодоносят (яблоня, груша, вишня, слива,
липа, клен, береза, дуб и др.).
Особую группу составляют растения, размножающиеся вегетативно, —
картофель, земляника, мята и др. Эти растения в течение жизни цветут
и плодоносят многократно, но размножаются главным образом не семенами,
а с помощью клубней, усов или корневищ. После однократного цветения и плодоношения,
как у картофеля, или многократного (4—5 лет), как у земляники, куст этих
растений отмирает, но остаются жить органы вегетативного размножения —
клубни у картофеля, усы у земляники.
В одинаковых условиях внешней среды у различных видов растений темпы
роста и развития не одинаковы. Например, дуб, посаженный рядом с подсолнечником,
может жить до 1000 лет, а подсолнечник — только 3 месяца. Как мы уже говорили,
процессы роста и развития, а следовательно, и продолжительность жизни растений
зависят в первую очередь от наследственных, родовых особенностей данного
организма. Но проявляют себя эти особенности всецело в зависимости от условий
внешней среды. Из внешней среды растения получают вещества, нужные для
питания (углекислый газ, кислород, воду, минеральные соли), а также световую
энергию, необходимую для фотосинтеза. Во внешней среде постоянно происходят
изменения, влияющие на ход жизненных процессов.
Предки каждого вида растений, развиваясь в течение многих миллионов
лет в тех или иных странах света, приобрели множество приспособлений, связанных
со сменой времен года, с сезонными изменениями внешних условий. Если растению
создают условия, близкие к тем, которые окружали его предков, оно будет
развиваться нормально. В противном случае развитие растения либо замедлится,
либо ускорится.
Если же необходимые для жизни растения условия полностью отсутствуют,
оно погибнет. Например, погибнут от холодов нашей осени, зимы и весны все
растения, происходящие из тропиков. Семена многих растений, например косточки
финиковой пальмы, прорастут только при температуре около 35°. А семена
рябины, яблони, вишни и многих других растений, приспособившиеся переносить
зимние холода, не прорастут в тепле, если их предварительно не выдержать
определенное время при низких температурах.
Яровые злаки приспособились давать всходы весной и развиваться в условиях
постепенного повышения температуры и удлинения дня. Если их высеять весной,
они успевают выколоситься, зацвести и дать зерно в то же лето. Озимые злаки,
напротив, приспособились давать всходы в конце лета и развиваться осенью
при постепенном понижении температуры и сокращении дня. Посеянные весной,
они попадают в непривычные условия постоянно повышающейся температуры и
длинных дней, а потому в течение всего лета только кустятся, поздней осенью
уходят зелеными под снег и только будущей весной, после длительного периода
пониженных температур, выколашиваются. Для того чтобы заставить озимые
злаки выколоситься при весеннем посеве, надо провести так называемую яровизацию
— выдержать наклюнувшиеся влажные семена в течение 45 — 60 дней в холодильнике
или на леднике при температуре 0°.
По наследству передаются приспособления растений не только к сезонным
изменениям температуры, но и к сезонным изменениям длины дня. Только на
самом экваторе в течение всего года день равен ночи. Уже на небольшом расстоянии
от экватора заметны сезонные изменения длины дня. Так, например, на широте
35° к северу или к югу от экватора длина дня изменяется от 10 ч зимой до
14 ч летом. В местах, удаленных от экватора на 55°, например в Подмосковье,
длина дня изменяется от 7 ч зимой до 17,5 ч летом, а длина ночи — соответственно
от 17 ч до 6,5 ч. Каждое растение, посаженное на той или иной широте, будет
вести себя по-разному в зависимости от того, на какой широте проходило
развитие его предков.
Рис. 5. Влияние гиббереллина на рост и цветение рудбекии — растения
длинного дня в условиях короткого дня: 1 — растение, верхушечная почка
которого обрабатывалась раствором гиббереллина; 2 — контрольное растение.
Выходцы из тропиков и субтропиков (20—40° на север и юг от экватора)
образовали группу растений короткого дня. Для перехода их к цветению
необходимы сравнительно длинные ночи и короткие дни. К таким растениям
относятся южные сорта кукурузы, сахарный тростник, сорго, рис, соя, южные
сорта проса, конопля, хлопчатник, акация белая, многие декоративные растения,
например хризантема, канна и др. Растения, происходящие из умеренных и
холодных широт (50—60° на север и юг от экватора), составляют группу
растений длинного дня. К ним относятся северные сорта пшеницы, ячмень,
рожь, лен, горчица, люпин, редис, салат, смородина, левкой, гортензия и
др.
Выходцы с юга, растения короткого дня, приспособившиеся к длине дня
в 12—14 ч, смогут зацвести у нас на севере только осенью, когда наступят
осенние короткие дни. Однако если дать им хотя бы несколько (1—2 недели)
коротких дней в июне, затемняя их в 8 ч вечера и открывая в 8 ч утра, южане,
Например хризантема, канна, будут цвести у нас все лето.
Растения длинного дня, предки которых развивались в северных широтах,
не будут цвести на юге, например в Египте, в условиях коротких дней (не
больше 15 ч) и высоких температур. Заставить северное растение цвести в
Египте можно, давая растениям холод, т. е. с помощью искусственной яровизации,
а также увеличивая длину дней путем добавочного освещения или с помощью
обработки растений раствором гиббереллина, о чем будет сказано дальше.
Нормальный, наследственный ритм жизни однолетних и двулетних растений
почти полностью соответствует ритму тех природных условий, в которых развивались
предки этих растений. У многолетних растений не так заметна зависимость
их развития от условий внешней среды. Переход от вегетативного роста к
цветению зависит у них главным образом от возрастных изменений. Однако
и у этих растений ясно видна зависимость роста от сезонной смены внешних
условий. Период усиленного роста весной и в начале лета сменяется у них
периодом замедленного роста, осеннего листопада и вступления в зимний покой.
У наших северных деревьев замедление роста и подготовка к зиме начинаются
уже в первых числах июля, в самые теплые дни, когда, казалось бы, ничто
не предвещает зимних холодов. Но вспомните — после 22 июня (дня летнего
солнцестояния) день постепенно укорачивается. К 4 июля он сокращается всего
на 12 мин, но северные растения чувствуют это. Они прекращают верхушечный
рост, в их листьях усиливается процесс фотосинтеза, выработанный сахар
откладывается в ветвях, стволе, корнях. Словом, деревья начинают готовиться
к зиме.
Иначе ведут себя деревья и кустарники южного происхождения — белая акация,
каштан, южные сорта винограда. У них на родине летний день короче, чем
в средней полосе нашей страны на 2 ч и более. Вот они и «ждут», когда день
укоротится до 12 ч, что бывает здесь в конце сентября, и только тогда начинают
готовиться к зиме. Если в сентябре начинаются заморозки, их сочные, не
закончившие рост побеги гибнут еще до наступления зимы. Чтобы заставить
их своевременно подготовиться к зиме, следует дать этим растениям в первой
половине июля 1—2 недели коротких, 12-часовых дней и длинных, 12-часовых
ночей.
Итак, для нормального развития растениям необходимы определенные внешние
условия. Однако их влияние можно заменить, воздействуя на растения другими
средствами. Ведь развитие растений зависит от накопления и превращения
в клетках определенных биохимических соединений — белков, нуклеиновых кислот,
жиров, углеводов, а также от специфических регуляторов роста и развития
— гормонов. У растений имеются три группы физиологически активных
веществ — гормонов: 1 — вещества, ускоряющие рост и развитие (ауксины,
главным образом гетероауксин, гиббереллины, стероидный гормон цветения,
этилен); 2 — вещества, замедляющие старение растений (цитокинины); 3 —
вещества, способствующие переходу растений в состояние покоя (абсцизовая
кислота, флоридзины).
Из гриба гибберелла получено очень активное вещество — гиббереллин.
Это вещество вырабатывается также в клетках всех других растений. Длинный
день увеличивает количество гиббереллина в растениях как длинного, так
и короткого дня. Яровизация также увеличивает количество гиббереллина в
растениях.
Оказалось, что гиббереллин — вещество, ускоряющее образование цветоноса,
а тем самым переход растений к цветению. Если обработать этим веществом
растения длинного дня, находящиеся на коротком дне, они зацветут (рис.
5). Озимый рапс и двулетнее растение золотая розга не цветут, если не подвергнутся
влиянию пониженных температур. Они нуждаются в яровизации. Однако с помощью
гиббереллина удалось заставить эти растения цвести без периода охлаждения
(рис. 6). Путем опрыскивания раствором цитокинина можно «омолодить» растение,
заставить вновь зазеленеть листья, начавшие желтеть. Гормон дормин образуется
в листьях древесных растений, растущих при коротком дне и готовящихся к
зимнему покою. С помощью этого вещества можно ускорить осеннюю подгбтовку
растений к зимовке.
Рис. 6. Влияние гиббереллина на рост и цветение озимых форм и двулетников:
1 — озимый рапс на длинном дне (справа - контрольное растение); 2 — двулетник
золотая розга в первый год жизни (справа — контрольное растение).
Помимо этих естественных регуляторов роста и развития, образуемых самими
растениями, можно использовать для управления ростом и развитием растений
вещества, искусственно синтезированные
химиками: разнообразные гербициды, служащие для уничтожения сорняков,
ингибиторы, или тормозители роста (применяются, например, для задержания
прорастания клубней картофеля), стимуляторы (выводящие растения из периода
покоя, повышающие укореняемость черенков и др.).
Скорость развития растений можно регулировать также путем изменения
их почвенного (минерального) питания, например замедлять развитие чрезмерным
усилением азотного питания и ускорять его с помощью сильной подкормки фосфорными
соединениями. Усиленная поливка вызывает омоложение растений, недостаток
воды ускоряет старение растений.
Чтобы успешно влиять на рост и развитие растений, получать высокие урожаи,
нужно хорошо знать географическую область, откуда произошло каждое растение,
знать, какие условия окружающей среды им требуются.